Конвой ON-92

Конвой ON-92

1942 год стал одним из самых трудных для моряков, принимавших участие в северных конвоях союзников. В нашей сегодняшней статье мы расскажем о нападении «волчьей стаи» немецких подлодок на конвой ON-92, направлявшийся из Ливерпуля в Северную Америку. 

Состав конвоя, маршрут

Международный морской конвой под номером 92 состоял из 46 транспортных судов, принадлежащих нескольких странам антигитлеровской коалиции и 17 судов охранения.

6 мая 1942 года Convoy ON 92 вышел из Ливерпуля. Достичь конечного пункта плавания в Галифаксе (Новая Шотландия, Канада) планировалось примерно через 2 недели.

 

Маршрут конвоя пролегал через воды Северной Атлантики – в 1942 году они считались самыми опасными морскими просторами в мире. 

7 мая 1942 года конвой был взят под охрану эскортных сил и направился на запад. Сопровождение состояло из американского эсминца Gleaves, судна береговой охраны ВМФ США Ingham, нескольких канадских корветов, а также спасательного судна «Бьюри» (Bury), которое сыграет большую роль  в спасении моряков с тонущих судов конвоя 92.

Gleaves

Атака «волчьей стаи» на конвой

11 мая 1942 года конвой 92 был обнаружен субмаринами из «волчьей стаи» под кодовым названием «Хехт» (Hecht). Эта группа из немецких подлодок была сформирована для отслеживания и нападения на конвои союзников, курсировавшие между Ливерпулем и Канадой. 



После взятия транспортных судов «на пеленг», субмарины приступили к сопровождению конвоя в ожидании удобного момента для атаки. 

Увы, но даже несмотря на то, что у судов сопровождения конвоя имелось радиопеленгационное оборудование, обнаружить субмарины противника им не удалось. Этот фактор сыграл решающую роль в успехе последующей атаки лодок на конвой.

Основные события по разгрому конвоя 92 развернулись 12-13 мая 1942 года в ледяных водах Атлантики, примерно в 1 200 км. к югу от мыса Farewell в Гренландии. Этот район океана был недосягаем для самолетов союзной авиации, поэтому, помощи с воздуха ждать не приходилось.

Отто Итес

В течение этих двух дней субмарины Деница потопили 7 транспортов и еще 1 судно получило сильные повреждения. Все атаки проводились в темное время суток.

Наиболее успешными оказались действия подводных лодок U-124 под командованием Иоганна Мора и U-94 под командованием Отто Итеса. Все 7 транспортных судов конвоя были потоплены этими двумя капитанами.

В состав «волчьей стаи», причастной к атаке на конвой ON-92 входили: U-94 (Отто Итес), U-96 (Ханс-Юрген Хелльригель), U-116 (Вернер фон Шмидт), U-124 (Иоганн Мор), U-406 (Хорст Дитерихс), U-569 (Ганс-Петер Хинш), U-578 (Эрнст-Август Рехвинкель), U-590 (Генрих Мюллер-Эдзардс).

Ниже приводится список потопленных кораблей союзного конвоя с указанием даты атаки и субмарины, выпустившей торпеду.

 

  • Empire Dell (GBR) – 12.05.1942, U-124
  • Llanover (GBR) – 12.05.1942, U-124
  • Cocle (GBR) – 12.05.1942, U-94
  • Mount Parnes (GRE) — 05.1942, U-124
  • Cristales (GBR) — 12.05.1942, U-124
  • Batna — (GBR) — 13.05.1942, U-94
  • Tolken — (SWE) — 13.05.1942, U-94

Спустя еще несколько дней немецкая подлодка U-588 результативно атаковала британский транспорт «Fort Binger». В результате попадания торпеды судно получило повреждение носовой части, но сумело добраться до порта.

Следует отметить, что значительному количеству моряков с потопленных судов удалось спастись и они были подобраны судами сопровождения (большинство нашло спасение на борту Bury). На некоторых судах и вовсе удалось избежать жертв. 

Транспорт «Бьюри»

21 мая 1942 года уцелевшие корабли конвоя ON-92 добрались до побережья Северной Америки и пришвартовались в Галифаксе.

Обсуждение закрыто.