Итальянская подводная лодка «Галилео Галилей»



Подводная лодка «Галилео Галилей»

Подводная лодка «Галилео Галилей»

В годы, предшествовавшие началу второй мировой войны, Италия позиционировала себя как крупная морская держава, претендовавшая на лидерство не только в Средиземноморье, но и далеко за его пределами. Однако, реалии 20 века были таковы, что для воплощения этих амбициозных планов в жизнь нужно было иметь мощный флот не только на поверхности моря, но и под водой. 

Именно поэтому, в 30-е годы прошлого столетия в Италии началось активное строительство субмарин разного класса. В сегодняшней статье мы расскажем об одной из итальянских подлодок – «Галилео Галилей», названной в честь великого физика, жившего в 16-17 веках. 

История постройки 

Подводная лодка «Галилео Галилей» была заложена весной 1934 года на верфи «Франко Тоси» в Таранто на юге Италии. Строительство субмарины было завершено достаточно быстро. Торжественный спуск «Галилео» на воду состоялся в октябре 1934 года в Таранто, в акватории Тарентского залива. Лодка была включена в состав итальянского военного флота с постоянным базированием в Таранто. 

Конструкция и вооружение

Лодка «Галилео» была построена в рамках известного итальянского проекта «Архимед» (Archimede). Эти субмарины были переработанным вариантом лодок класса Settembrini, выпускавшихся в Италии в начале 30-х годов.

Основные характеристики: 

  • Водоизмещение в надводном положении: 980 тонн) на поверхность
  • Водоизмещение в подводном положении 1260 тонн
  • Длина: 70,51 м
  • Ширина: 6,87 м
  • Скорость в надводном положении: 17 узлов
  • Скорость в подводном положении: 7,7 узлов
  • Рабочая глубина погружения: 90 метров 

Силовая установка лодки была представлена дизелями мощностью 3000 л.с.  и электродвигателями мощностью 1400 л.с. 



Вооружение «Галилео» было вполне стандартным для субмарин того времени: 16 торпед 533 мм., для пуска которых имелись кормовые и носовые аппараты, а также палубное вооружение (артустановка и пулеметы). 

Боевая служба 

После ввода в строй и нескольких тренировочных выходов, «Галилео» была отправлена в ливийский Тобрук, где у итальянцев располагалась военно-морская база. 

В 1937 году «Галилео» принимала тайное участие в событиях гражданской войны в Испании, затем, до 1938 года временно находилась на испанской службе, после чего вернулась на родную базу в Таранто. 

В составе ВМФ Италии 

Служба в составе итальянского флота в годы второй мировой войны оказалась для «Галилео» недолгой. 

На момент вступления Италии в войну, субмарина находилась на Красном море, в порту Массауа в Эритрее, которая являлась в те годы итальянской колонией.

10 июня 1940 года «Галилео» под командованием Коррадо Нарди выдвинулась в район Адена, куда прибыла 12 июня и приступила к патрулированию.

16 июня 1940 года субмарина успешно атаковала в Красном море норвежский танкер «Джеймс Стоув», отправив его на дно. 

18 июня 1940 года «Галилео» заметила в море югославский пароход «Драва» и произвела одиночный предупредительный выстрел с целью заставить судно остановиться для досмотра. Однако, увидев, что пароход идет под нейтральным флагом, капитан подлодки разрешил югославам проследовать дальше. 

Однако, шум торпеды, выпущенной итальянской подлодкой, уже был зафиксирован британским противолодочным судном HMS Moonstone, которое в это самое время находилась в том же районе. Координаты субмарины были переданы в штаб и лодку взяли «на прицел».  

HMS Moonstone

До утра 19 июня «Галилео», опасаясь атаки, неподвижно лежала на морском дне, при этом, у нескольких членов экипажа было замечено отравление газами из вентиляционной системы лодки. 

На рассвете HMS Moonstone сбросил на лодку несколько глубинных бомб, после чего, капитан Нарди поднялся на перископную глубину и оценив ситуацию, принял решение вступить в бой с британцами в надводном положении. 

Сражение оказалось скоротечным. HMS Moonstone произвел несколько метких артиллерийских выстрелов, в результате которых было убито несколько подводников, а капитан Нарди получил ранение. Но итальянцы не сдались и продолжили сопротивление. Однако, уже следующим залпом британского судна были убиты все моряки, находившиеся на боевой рубке субмарины. В числе погибших оказался и капитан подводной лодки. 

Вскоре к месту боя подоспел британский военный корабль HMS Kandahar и горячие итальянцы решили благоразумно сдаться в плен. Всего в ходе сражения экипаж «Галилео» потерял 16 человек убитыми, включая капитана Коррадо Нарди. Британцы взяли подводную лодку на буксир и доставили в Аден. 

Таким образом, 19 июня 1940 года стало последним днем пребывания «Галилео» в составе итальянского флота. 

В составе британских ВМФ

Из Адена «Галилео» была транспортирована британцами в Порт-Саид, где некоторое время служила в качестве генерирующей станции для субмарин Королевского флота, а затем ее использовали для тренировок будущих подводников. В составе британского флота «Галилео» получила новое имя — HMS X2.

В январе 1946 года «Галилео» закончила свой путь, будучи утилизированной.

Обсуждение закрыто.