Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Из общего количества советских подлодок типа «Д», пережить войну удалось лишь небольшому количеству субмарин. Об одной из них мы расскажем в очередной статье на сайте «Битва за глубину».

История создания ПЛ «Народоволец»

Подводная лодка Д-2 «Народоволец» относится числу советских дизель-электрических субмарин проекта Д – «Декабрист», в рамках которого было выпущено 6 лодок.

История «Народовольца» началась на стапелях Балтийского судостроительного завода в Ленинграде 5 марта 1927 года. Именно в этот день была заложена будущая геройская субмарина. Проект ее строительства принадлежал коллективу конструкторского бюро, возглавляемого знаменитым кораблестроителем Борисом Малининым.

Спуск лодки на воду состоялся 19 мая 1929 года. Первым командиром субмарины был Владимир Семенович Воробьев (расстрелян в 1938 году, посмертно реабилитирован).

11 октября 1931 года «Народоволец» был зачислен в состав Балтийского флота. Командиром ПЛ в это время был Михаил Кузьмич Назаров.

Первое серьезное испытание Д-2 прошла в 1933 году, совершив переход по Беломоро-Балтийскому каналу от Ленинграда до Белого моря. В течение последующих 6 лет «Народоволец» базировался на Северном флоте.



За этот период лодка совершила 3 похода на остров Новая Земля, появилась у берегов Медвежьего и Лофотенских островов, у Шпицбергенской банки.

В 1935 году Д-2 принимала участие в суровом арктическом походе, где в высоких широтах успешно опробовала движение подо льдом Северного Ледовитого океана.

В 1939 году «Народоволец» обеспечивал радиосвязью самолет знаменитого летчика Владимира Коккинаки, совершившего беспосадочный полет из СССР в США.

В период времени с 1933 по 1937 годы субмариной командовал Лев Михайлович Рейснер (в 1937 году репрессирован, умер в заключении в ноябре 1941 года, посмертно реабилитирован).

В период с июня 1937 по ноябрь 1940 года лодкой командовали Гавриил Григорьевич Дядченко, Аркадий Алексеевич Жуков и Измаил Матигулович Зайдуллин.

29 сентября 1939 года «Народоволец» вернулся в Ленинград, где встал на плановый ремонт. Вернуться на Северный флот ему было не суждено, т.к. вскоре началась война.

Конструкция и вооружение

В основу лодки Д-2 была положена двухкорпусная конструкция с разделением прочного корпуса водонепроницаемыми переборками.

Для движения в надводном положении использовался дизельный двигатель мощностью 1100 лошадиных сил. Что интересно – на лодке стоял немецкий дизель производства фирмы MAN – простой и надежный агрегат.

А вот в подводном положении «Народоволец», как и большинство его коллег той эпохи, использовал энергию электродвигателей, которые питались огромными аккумуляторами. Каждый из двух электродвигателей имел мощность в 525 лошадиных сил. Срок зарядки — 10 часов.

Максимальный запас топлива составлял 116 тонн, что позволяло лодке пройти до 13 000 км. в надводном положении! Запас хода под водой при полностью заряженных батареях составлял 270-280 км. 

Основные характеристики:

  • Надводная скорость — 11,3 узла
  • Подводная скорость — 8,7 узла
  • Предельная рабочая глубина погружения — 90 м.
  • Автономность плавания — 40 суток
  • Экипаж — 53 человека (10 офицеров, 16 старшин, 27 матросов)
  • Надводное водоизмещение — 933 т.
  • Подводное водоизмещение — 1 354 т.
  • Длина — 76 м.
  • Ширина корпуса -6,5 м.
  • Средняя осадка — 3,8 м.

Вооружение

Основной боекомплект подлодки «Народоволец» серии Д-2 состоял из 14 торпед. Также на корпусе ПЛ было установлено 2 артиллерийских орудия и пулемет.

Д-2 «Народоволец» в годы войны

Бессменным командиром лодки Д-2 на протяжении всего периода Великой Отечественной войны был Роман Владимирович Линденберг (1910-1972). Назначение на «Народоволец» он получил в ноябре 1940 года.

Первый поход (23.09.1942 – 4.11.1942)

Осенний поход 1942 года мог закончиться для субмарины трагически, едва начавшись. 23 сентября 1942 года лодка вышла в Финский залив и спустя сутки попала в немецкие противолодочные сети, которыми был перегорожен выход из залива. В течение последующих двух дней экипаж «Народовольца», рискуя быть замеченным немецкими сторожевыми кораблями и авиацией, героически освобождал лодку из стального плена.

Что примечательно, после освобождения, несмотря на повреждения рулей, «Народоволец» не вернулся в Ленинград для ремонта, а продолжил боевой поход. На этот раз лодка успешно вышла из Финского залива и вскоре приступила к патрулированию акватории возле крупного острова Борнхольм в западной части Балтики.

Выбор района был неслучайным. Именно в этой части моря пролегали оживленные транспортные маршруты между побережьями Германии и Швеции. По самым скромным прикидкам, ежедневно между этими странами курсировало несколько сотен транспортных судов, в основном, перевозивших шведскую железную руду для заводов Третьего Рейха.

В течение нескольких дней советская подлодка предприняла несколько безуспешных попыток атаковать шведские транспорты.

14 октября 1942 года удача повернулась к Линденбергу лицом. Заметив на горизонте германский транспорт «Якобус Фрицен», Д-2 быстро сориентировалась на местности и выпустила по немецкому судну торпеды, которые достигли цели. Транспорт с грузом угля и немногочисленным экипажем быстро пошел ко дну.

Следующую результативную атаку Д-2 провела 19 октября 1942 года в оживленной акватории Западной Балтики, между берегом Германии и Швеции. На этот раз целью нашей субмарины стал морской паром «Дойчланд» (2.972 брт), шедший из немецкого Зассница в шведский Треллеборг и перевозивший норвежских легионеров, участвовавших в войне на стороне нацистов. Норвежцы возвращались из Германии домой в отпуск. Взрыв торпеды причинил судну серьезные повреждения, однако, оно не затонуло и сумело добраться до берега. Точное количество погибших пассажиров и членов экипажа парома неизвестно.

После атаки «Народовольца» на «Дойчланд», появились слухи о том, что в числе погибших пассажиров парома был норвежский министр культуры и просвещения, член нацистской партии Норвегии Гульбранд Оскар Йохан Лунде. Однако, впоследствии эта информация была опровергнута

К сожалению, после завершения атаки, «Народовольцу» не удалось уйти незамеченным и он подвергся преследованию со стороны кораблей охранения. На лодку было сброшено более десятка глубинных бомб, но она сумела уйти невредимой.

29 (по другим данным 30) октября 1942 года, во время возвращения на базу, недалеко от входа в Финский залив, лодку заметили корабли противолодочной обороны противника и начали преследование. В течение четырех часов «Народоволец» подвергался атакам глубинными бомбами, но сумел уцелеть.

В ночь на 7 ноября 1942 года лодка вернулась в Ленинград. В городе на Неве подводников встречал лично нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов.

Вернувшись в родную гавань, «Народоволец» на длительный период встал на ремонт. В следующий поход лодка вышла лишь спустя 2 года.

Второй поход (2.10.1944 – 30.10.1944)

2 октября 1944 года «Народоволец» вышел в свой второй боевой поход, который, как показали дальнейшие события, сопровождался целой чередой неудач.

6 октября 1944 года у субмарины сломался вертикальный руль и «Д-2» была вынуждена всплыть в светлое время суток, рискуя быть замеченной. После оперативного устранения поломки, лодка снова ушла на глубину.

8 октября 1944 года в районе Либавы (совр. Лиепая) «Народоволец» безуспешно атаковал вражеский транспорт.

26 октября 1944 года советская субмарина атаковала в районе маяка Паппензее у берегов Латвии неприятельский конвой. Результативность этой атаки до сих пор является предметом дискуссий. Так, со слов Романа Линденберга, торпеда попала в цель и он лично видел в перископ подбитый транспорт. Вместе с тем, каких-либо подтверждений этому со стороны противника не имеется. 

После этой атаки «Народоволец» был подвергнут глубинной бомбардировке, в результате которой дважды ударился о дно и повредил вертикальный руль. В условиях похода поломка оказалась неустранимой и капитан принял решение вернуться на базу. 

Третий поход (12.12.1944 – 20.01.1945)

Зимний поход «Народовольца», во время которого подводники прямо в море встретили 1945 год, также оказался безрезультатным. Патрулируя море в районе Либавы, Линденберг трижды атаковал врага, однако, объективных сведений о результатах торпедирования не имеется.

Четвертый поход (20.04.1945 – 18.05.1945)

Весенний поход 1945 года снова не принес результатов, однако, был примечателен тем, что именно в этом походе Д-2 встретила День Победы. Спустя 9 дней после радостного известия, 18 мая 1945 года субмарина вернулась в Ленинград.

Всего за годы войны лодка совершила 4 боевых похода суммарной продолжительностью 135 дней, в ходе которых произвела 12 атак, выпустив 19 торпед.

Результативность боевых походов: уничтожено 1 вражеское судно (4090 брт), повреждено 1 судно (2972 брт).

После войны

После окончания Великой Отечественной войны «Народоволец» остался в строю и продолжил нести службу на Балтийском флоте.

В 1956 году субмарина была исключена из боевого состава флота, однако не списана в утиль. Лодку переделали в учебно-тренировочную станцию для советских подводников, которые отрабатывали на ней свои действия в нештатных ситуациях.

«Народоволец» находился в строю до 1987 года, после чего был списан. Но и в этот раз лодке повезло и она осталась на службе Отечеству. На этот раз в качестве музея.

В 1989 году подводная лодка Д-2 «Народоволец» получила официальный статус мемориального комплекса с дислокацией в Ленинграде, а в 1994 году стала музеем.

В настоящее время лодка находится на Васильевском острове в Санкт-Петербурге и является действующим музеем, который расположен по адресу: Шкиперский проток, 10 (ближайшая станция метро — «Приморская»). Экскурсии на подводную лодку «Народоволец» проводятся с 10 часов утра ежедневно, кроме понедельника и вторника. Возможно самостоятельно посещение без  ограничения по времени.

Д-2 – единственная сумбарина проекта «Декабрист», сохранившаяся до наших дней. При этом, практически все приборы и оборудование внутри лодки являются подлинными образцами, прошедшими через 4 боевых похода в холодных водах Балтики!

Подводная лодка Д-2 «Народоволец» в Санкт-Петербурге является одним из наиболее посещаемых объектов военно-морской исторической тематики. Несколько дней в году музей открыт для бесплатного посещения.

Обсуждение закрыто.