Советский подводник Евгений Осипов

Советский подводник Евгений Осипов

Легендарные советские «Щуки» стали одними из наиболее успешных и эффективных подводных лодок второй мировой войны. Командовать этими субмаринами доверяли лучшим офицерам.

В нашей очередной статье мы расскажем о героической и одновременно трагической судьбе советского подводника Евгения Осипова – командира Краснознаменной подводной лодки Щ-406.

Евгений Осипов до войны

Евгений Яковлевич Осипов родился 25 декабря 1913 года в Санкт-Петербурге в семье мелкого служащего.

В Военно-Морской Флот СССР будущий герой пришел в 1931 году, поступив в Военно-морское училище имени Фрунзе, которое с отличием окончил в 1936 году.

В июле 1936 года Е.Я. Осипов получил свое первое назначение командиром штурманской боевой части субмарины «Щ-207» на Черноморском флоте. В этой должности он прослужил до июля 1937 года, после чего был переведен на аналогичную должность на подлодке «Д-5».

С мая по сентябрь 1938 года Осипов служил помощником командира ПЛ «Д-5». В этом же году вступил в ВКП(б).

С 1938 по 1940 годы Е.Я. Осипов учился в Военно-морской академии имени Ворошилова, но после окончания двух курсов был отчислен из академии и уволен в запас из ВМФ.



Начало войны

Когда война уже стояла у самого порога, Евгений Осипов был возвращен на военный  флот. Это произошло в мае 1941 года. Молодой офицер был направлен на Балтику, где занял должность помощника командира подводной лодки «Л-21».

В этой должности он пробыл до конца года, после чего в его жизни началась новая страница, вписавшая имя офицера в пантеон Героев Великой Отечественной войны. В декабре 1941 года Осипов становится командиром «Щуки» под номером 406.

Первую половину 1942 года, в условиях блокады Ленинграда, Осипов с экипажем занимался ремонтом подводки, готовя ее к большому летнему походу на Балтику.

Подвиг и Звезда Героя

Летний поход 1942 года

В июне 1942 года командир подлодки Щ-406 получил приказ выйти в боевой поход в акваторию Балтийского моря для поиска и уничтожения вражеских надводных судов. 

Одной из самых сложных задач в этом походе стал выход на большую воду из узкого Финского залива, нашпигованного судами противолодочной обороны и минными полями. 

По пути следования в Балтийское море, «Щука» была атакована немецким бомбардировщиком, которому удалось вывести из строя электроуправление вертикальным и горизонтальными рулями лодки. Кроме этого, при выполнении  маневров, лодка  несколько раз ударилась корпусом о грунт, получив повреждения. К счастью, указанные повреждения оказались некритичными и были устранены силами экипажа. 

Выйдя из Финского залива на просторы Балтики, Щ-406 направилась к шведскому побережью в районе Стокгольма-Норчепинга, где приступила к боевому патрулированию акватории.

Первую цель Осипов заметил утром 6 июля 1942 года, в 5 милях к северу от плавучего маяка Хевринге, в районе Стокгольмских шхер. Это был транспорт, идущий в составе конвоя. Осипов выпустил по нему две торпеды, однако они прошли мимо и взорвались, ударившись о прибрежную скалу. 

Следующая попытка атаки была предпринята на следующий день, 7 июля. Спустившись чуть южнее, Щ-406 снова атаковала конвой у шведского побережья, но снова безуспешно. 

8 июля 1942 года, в 9 милях к востоку от маяка Сандсенкан, «Щука» земетила одиноко идущее судно, которым оказалась германская шхуна «Фидес». На этот раз выпущенная торпеда попала точно в цель. Неприятельский корабль не утонул только благодаря находившемуся на нем грузу с древесиной.

14 июля 1942 года все советские субмарины получили приказ Наркома ВМФ прекратить атаки целей в шведских территориальных водах. Спустя два дня «Щ-406» выдвинулась в Аландское море (условное название акватории между Швецией и Финляндией).

22 июля, находясь в 13 милях к западу от Мариехамна (город на Аландских островах) «Щ-406» атаковала двумя торпедами шведский транспорт, шедший в составе конвоя. Атака оказалась неудачной, после чего сопровождавшие конвой эсминцы безуспешно пытались уничтожить подлодку, сбросив на нее 56 глубинных бомб. 

28 июля 1942 года Осипов принимает решение возвращаться домой.

30 июля «Щука» вошла в воды Финского залива и уже на следующий день едва не была потоплена глубинной бомбой, сброшенной с финского катера. В результате атаки были повреждены носовая цистерна и цистерна быстрого погружения. 7 августа Осипов прибыл на остров Лавенсари (совр. название Мощный), а спустя 2 дня, 9 августа 1942 года Щ-406 благополучно пришвартовалась в Кронштадте, завершив боевой поход.

Заслуги капитана Осипова и его доблестного экипажа были оценены по достоинству. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года капитан-лейтенанту Е.Я. Осипову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Любопытно, что в этот момент капитан уже находился в очередном боевом походе.

Подводная лодка «Щ-406» получила статус Краснознаменной, а экипаж субмарины был награжден орденами и медалями.

Октябрьский поход 1942 года

21 октября 1942 года «Щ-406» отправилась в новый боевой поход.

И вновь, как и в июне, подводники «Щуки» собрали хороший «урожай», записав на свой счет два потопленных транспорта в акватории Данцигской бухты (Гданьский залив Балтийского моря).

Вечером 28 октября, во время патрулирования в Данцигской бухте, Щ-406 обнаружила судно, которое шло без охранения. Осипов начал его преследование в западном направлении. Всего по кораблю было выпущено 4 торпеды, одна из которых попала в цель. От взрыва судно разломилось напополам и затонуло в открытом море, примерно в 24 километрах от побережья Польши (54°58’с.ш./17°26’в.д.)

На месте гибели судна Осипов подобрал из воды 7 человек, успевших спастись с тонущего транспорта. В их числе был капитан, от которого советские подводники узнали, что потопили шведское судно «Бенгт Стуре», шедшее из Данцига в Швецию с грузом угля. Шведы были оставлены на подлодке в качестве пленных и 7 ноября переданы на острове Лавенсари в распоряжение военного коменданта. Их дальнейшая судьба неизвестна. 

1 ноября 1942 года, в 8 милях к северу от маяка Риксхефт (северо-западная оконечность Гданьского залива) Осипов атаковал финский пароход «Агнесс», имевший груз кокса на борту. Атака оказалась удачной – судно затонуло вместе с немногочисленным экипажем.

Израсходовав все торпеды, лодка повернула на восток – домой, куда благополучно прибыла 10 ноября 1942 года.

Рейды 1942 года оказались невероятно удачными. Всего за два боевых похода «Щуке» под командованием Осипова удалось потопить 2 вражеских транспорта («Бенгт-Стуре» и «Агнесс») и нанести серьезные повреждения парусно-моторному судну «Фидес».

Учитывая, что значительному числу подлодок за всю войну так и не удалось поразить ни одной цели, успехи, достигнутые Щ-406 в 1942 году, можно назвать выдающимся.

Всего за время участия в Великой Отечественной войне, капитан Осипов выполнил 3 боевых похода, проведя в море 49 суток. Под его командованием сумбарина Щ-406 совершила 12 торпедных атак, выпустив 18 торпед

Судьба Щ-406 и ее командира

В ночь на 29 мая 1943 года капитан 3-го ранга Евгений Осипов вышел из Лавенсари в свой очередной боевой поход, который, как выяснилось, стал для него последним.

Тральщики и сторожевые катера проводили Щ-406 до Восточного Гогландского плеса – традиционной точки погружения советских субмарин, уходивших в поход. С этого момента лодка в течение всех последующих дней ни разу не вышла на связь и о ее судьбе не имелось никаких достоверных сведений на протяжении многих десятилетий. Выдвигались лишь версии.

По одной из них, «Щ-406» была потоплена финскими противолодочниками 1 июня 1943 года в районе маяка Порккалан-Каллбода, который находится у побережья Финляндии, к западу от Хельсинки. 

По второй версии, Осипов с экипажем погибли во время совместной атаки немецкой авиации и кораблей в районе острова Вайндло в центральной части залива.

Единственным обстоятельством, которое косвенно могло пролить свет на судьбу Щ-406, стало обнаружение тела погибшего советского моряка в спасательном оборудовании, которого волнами прибило к берегу острова Ристисаари, который расположен у побережья Финляндии, недалеко от Котки. Это событие произошло через несколько дней после предполагаемой гибели лодки. Из финских архивов известно, что подводник был похоронен на острове. Место захоронения и личность погибшего неизвестны.

Обнаружение Щ-406

Место гибели субмарины Щ-406 не было известно на протяжении многих десятилетий и вплоть до мая 2017 года во всех справочных изданиях указывалось, что лодка бесследно пропала в акватории Финского залива.

В мае 2017 года группа питерских дайверов из экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы», занимающейся поиском пропавших подводных лодок, обнаружила на дне Финского залива, близ острова Большой Тютерс, затонувший объект, который был идентифицирован как советская субмарина.

После погружения и обследования субмарины, сомнений не осталось – это Щ-406, судьба которой оставалась неизвестной на протяжении 74 лет! 

Обследование лодки показало, что субмарина, вероятнее всего, подорвалась, пытаясь преодолеть немецкое минное заграждение «Зееигель» («Морской ёж»). Противолодочные минные линии представляли огромную опасность для наших субмарин, поскольку, состояли из большого количества мин, расположенных на разных глубинах. Поэтому, буквально каждый выход советской лодки из Кронштадта и ее возвращение обратно превращались в смертельную лотерею.

На корпусе «Щуки» имеется характерное повреждение в передней части, с правой стороны (большая часть пробоины скрыта под грунтом). Рядом с найденной Щ-406 были обнаружены якоря от мин и одна невзорвавшаяся немецкая мина.

Осмотр верхней части подлодки показал, что ее экипаж, предположительно, пытался покинуть затонувшее судно. Об этом говорит открытый рубочный люк и приоткрытый аварийный люк на корме. В пользу версии о том, что люди пытались выйти наружу, говорит уже упомянутый факт обнаружения на финском острове Ристисаари советского подводника в спасательном обмундировании.

Так, если мы взглянем на карту Финского залива, то увидим, что остров Ристисаари расположен в 28 милях от Большого Тютерса, возле которого затонула Щ-406. При этом, метеоданные нескольких дней, в течение которых, предположительно, затонула лодка, свидетельствуют о том, что тело погибшего подводника должно было дрейфовать именно в направлении финского берега.

Анализируя эти данные, мы можем с высокой долей вероятности предположить, что, как минимум, одному из подводников Щ-406 удалось покинуть аварийную лодку. О том, смог ли он добраться живым до поверхности, мы может только догадываться.

Точная дата гибели подлодки неизвестна, но, судя по месту ее затопления, вероятнее всего, это случилось утром 29 мая 1943 года.

Весть о находке легендарной «Щуки» прогремела по всей стране, но больше всего ее ждали родственники членов героического экипажа, которые так долго жили надеждой…

В настоящее время место гибели Щ-406 нанесено на все карты, как братская могила советских подводников.

Точное место расположения затонувшей субмарины находится к 1 километре к северо-западу от острова Большой Тютерс. Координаты: 59°52’09.0″N 27°10’09.0″E.

Память о капитане Осипове и экипаже героической лодки Щ-406 была увековечена во многих городах бывшего СССР.

Имя героя-подводника носили два корабля ВМФ СССР, а в городе Палдиски Эстонской ССР именем Осипова была названа улица (в постсоветские времена ее переименовали). Фамилия героя увековечена на мемориальной доске Аллеи Славы в Кронштадте.

В одной из школ Санкт-Петербурга учителями и учащимися организован музей боевой славы подводных лодок типа «Щ» имени Героя Советского Союза Е.Я. Осипова.

Родственники членов героического экипажа «Щуки» живут сегодня в самых разных городах и странах.

В 2017 году российскими телевизионщиками о событиях, связанных с обнаружением погибшей Щ-406 был снят отличный документальный фильм. Предлагаем вам посмотреть его прямо на нашем сайте:

 

Обсуждение закрыто.