Сверхмалые подводные лодки Германии «Seehund»

Сверхмалые подводные лодки Германии «Seehund»

«Мал золотник, да дорог!». Эта старинная русская пословица, применительно к тематике нашего сайта, очень точно характеризует роль сверхмалых подводных лодок в боевых действиях на морских просторах в годы второй мировой войны.

В нашей сегодняшней статье мы расскажем об истории создания и участия в сражениях сверхмалых немецких подлодок, более известных под шифром «Зеехунд», что в переводе с немецкого означает «тюлень».

История создания ПЛ «Seehund»

На первоначальном этапе второй мировой войны немецкое командование не рассматривало класс сверхмалых подводных лодок в качестве перспективного направления. Однако, все изменилось в 1943 году, когда в руки к немцам попали британские сверхмалые субмарины типа «X», известные своим участием в атаке на германский суперлинкор «Тирпиц».

Подробно изучив трофеи, командование Кригсмарине всерьез заинтересовалось аппаратами подобного класса и после согласований начало воплощать в жизнь проект собственных мини-подлодок.

К весне 1944 года немецкие конструкторы вели разработку сразу нескольких проектов, среди которых особое внимание обращала на себя мини-подлодка «Зеехунд», которая, в итоге и стала основной боевой единицей немецкого флота сверхмалых субмарин.

Разработка проекта завершилась в начале лета 1944 года и вскоре, после успешных испытаний, мини-субмарина была одобрена командованием Кригсмарине.



К концу лета 1944 года ведомство Карла Деница заказало германским судоверфям сразу тысячу новых подлодок. Однако, реальные масштабы производства «Зеехундов» оказались значительно скромнее. Первые мини-субмарины были спущены с судоверфей только осенью 1944 года, а основное серийное производство началось в 1945 году. Всего, до апреля 1945 года германские ВМФ получили 285 «Тюленей», из которых в состав боевых соединений вошли только 140 субмарин, а остальные до самого конца войны простояли без дела на базах. 

Конструкция и вооружение

Оборудование и конструкция:

Сверхмалая подводная лодка «Зеехунд» была сконструирована для экипажа всего из двух человек – командира субмарины и его помощника (инженера-механика).

В обязанности командира входило общее управление лодкой, навигация, непосредственное ведение боя. В зону ответственности механика входило обеспечение работы двигателей и других механизмов судна, а также управление лодкой по курсу и глубине.

В реальных условиях, отмеченные обязанности могли распределяться в порядке взаимозаменяемости, исходя из конкретной ситуации.

«Стержнем» подлодки Seehund был прочный металлический корпус цилиндрической формы, с узкой носовой частью и конической кормой. Корпус был сделан из углеродистой стали толщиной 4-6 мм. К днищу основного корпуса был прикреплен металлический цилиндр для дополнительного оборудования.

«Seehund», несмотря на свои размеры, изначально разрабатывалась как полноценная подводная лодка, способная находиться в автономном плавании и преодолевать большие расстояния

Так, в качестве основной движущей силы, конструкторами «Тюленя» было решено использовать дизель-электрическую энергоустановку, которая, помимо приличной скорости, позволяла «Зеехунду» совершать значительно более дальние походы по сравнению с другими аппаратами этого же класса.

Габариты и другие характеристики лодки:

  • Общая длина – 12 метров
  • Наибольшая ширина — 1,68 м.
  • Высота (вместе с торпедами, при убранном перископе) — 2,7 м.
  • Подводное водоизмещение — 14,9 тонн
  • Осадка в надводном положении — 1,3 м.
  • Скорость в надводном положении: до 7 узлов
  • Скорость в подводном положении: до 3 узлов
  • Глубина погружения: конструктивная — 40-45 метров, фактически испытанная на практике — 70-75 метров.

В передней части подводной лодки «Seehund» располагалась главная балластная цистерна емкостью 0,828 куб.м. Вторая цистерна главной балластной системы находилась в кормовой части и имела емкость 0,543 куб.м.

Особенностью балластной системы ПЛ «Seehund» было наличие полноценных цистерн, которые позволяли лодке оперативно погружаться на глубину, быстро скрываясь от противника. Время экстренного погружения лодки на глубину до 5 метров составляло 6-7 секунд. Для сравнения, стандартная крупная субмарина погружалась не менее 30-40 секунд, т.е., в пять раз дольше.

Воздух высокого давления на лодке хранился в трех баллонах под давлением 180 кг/см2. Продувание главных балластных цистерн производилось через редукционный клапан или с помощью отработанных газов из дизеля, которые подавались через специальный трубопровод. Второй вариант использовался в тех ситуациях, когда лодка шла в подводном положении с использованием шнорхеля.

Основные аккумуляторные батареи лодки были размещены в ее носовой части. Здесь же находились баллоны со сжатым воздухом, которые использовались для продувки  цистерн.

На лодках «Seehund» было установлено всего 8 блоков аккумуляторных батарей (6 в носовой части и 2 — в средней), каждый из которых включал в себя 24 элемента, заряжавшихся на базе, а также от электродвигателя, который работал в генераторном режиме.

Основной отсек для команды находился в средней части лодки. Между ним и носовым аккумуляторным отсеком имелась легкая переборка.

В среднем отсеке находилась кабина экипажа, из которой осуществлялось управление лодкой. Здесь же располагались рубка с выходом наверх и перископ.

Кормовая часть лодки была занята силовой установкой. В передней части отсека стоял 60-сильный 6-цилиндровый дизель с генератором (использовался для надводного движения), чуть позади него – электрический мотор мощностью 25 л.с., связанный с гребным валом. Поставщиками двигателей для новой немецкой подлодки стали фирма Büssing (дизель)и фирма AEG (электромотор).

В движение подлодка приводилась с помощью трехлопастного винта, имевшего  диаметром 0,51 м. Скорость, которую она могла развивать, достигала 7 узлов на поверхности моря и 3 узлов под водой.

Запас дизельного топлива в баках «Зеехунда» давал лодке возможность преодолеть в надводном положении до 270 морских миль на предельной скорости, а заряда аккумуляторов хватало на 63 мили на максимальном ходу под водой. Конструкция лодки позволяла также устанавливать на нее внешнюю цистерну с топливом. Это увеличивало потенциальную дальность плавания в надводном положении до солидных 500 миль.

Будучи мини-подлодкой, «Зеезхунд» имел весьма скромные возможности в плане длительности автономных походов. Так, запасы воздуха, кислорода и провианта позволяли экипажу совершать плавания продолжительностью не более 3 суток

Навигационное оборудование:

Ключевым элементом навигации «»Тюленя были три компаса:

  1. Главный магнитный компас, который являлся основных указателем курса лодки. Этим прибором заведовал инженер-механик
  1. Второй магнитный компас. Его использовал командир подлодки
  1. Гирокомпас, установленный на боевом посту командира

Вооружение ПЛ «Зеехунд»

Основным оружием этой субмарины были две 533-мм торпеды типа G7e с электродвигателями. Эти торпеды имели длину более 7 метров, диаметр 533 мм., облегченную массу 1,35 т. и несли каждая по 260 кг. взрывчатого вещества, в качестве которого немцы использовали  смесь тринитротолуола и гексанитрофениламина.

Скорость выпущенной торпеды составляла 25-30 узлов и в таком темпе она могла пройти около 7 километров.

Торпеды «Тюленя» крепились по бортам, в бугельных аппаратах. Пуск снаряда производился с помощью специальной рукоятки.

Большинство «Зеехундов», вышедших с судоверфей, были окрашены в темно-серый цвет. Затем, при закреплении лодок за конкретными экипажами, на корпус наносился дополнительный камуфляж. Чаще всего это была окраска элементов субмарины, расположенных выше ватерлинии, в светлый или белый цвет.

«Seehund» во второй мировой войне

Подводные лодки «Seehund» появились на морских просторах в завершающей стадии войны, когда судьба Третьего Рейха была уже практически решена. Тем не менее, эти сверхмалые подводные лодки Германии успели принять участие в боевых действиях.

Поступавшие на военную службу «Тюлени», получали бортовые номера от U-5501 до U-6442. Главным местом их базирования был порт Эймейден в Голландии, откуда лодки под покровом ночи регулярно выходили на боевые задания.

В основном, «Зеехунды» выполняли задачи в прибрежных водах, лишь изредка удаляясь на значительное расстояние. Основным районом боевого патрулирования была акватория Северного моря у берегов Германии и Голландии, пролив Ла-Манш, а также прибрежные воды Франции и Великобритании.

Всего с января по апрель 1945 года сверхмалые подлодки выполнили 142 рейда, в ходе которых сумели потопить несколько военных кораблей и транспортов общим водоизмещением около 18 тысяч тонн. Еще несколько судов примерно такого же тоннажа были выведены из строя.

Анализируя боевые потери «Зеехундов», следует отметить, что в целом, данные субмарины оказались менее уязвимы, нежели свехмалые лодки других типов. Всего, за несколько месяцев участия в войне, Кригсмарине потеряли 35 подлодок «Seehund», причем, более половины потерь были небоевыми (штормы и аварии).

Таким образом, по мнению военных историков, по соотношению количества уничтоженных судом противника и собственных потерь, сверхмалые подлодки «Seehund» стали одним из наиболее успешных проектов Кригсмарине за все годы войны. Многие же и вовсе считают это судно лучшей подводной лодкой малого класса за всю историю второй мировой.

Главным преимуществом «Тюленя» в боевых условиях была его скрытность. Обнаружить эту лодку с помощью сонара можно было только на близком расстоянии, а засечь ее с помощью гидрофона удавалось далеко не всегда, т.к., двигатель подлодки работал очень тихо.

Кроме того, для гарантированного уничтожения «Seehund» необходимо было либо прямое попадание глубинной бомбы в корпус, либо ее разрыв у самого борта. В случае, когда бомба разрывалась чуть дальше, подлодка могла получить повреждения, но оставалась на ходу.

«Зеехунд»: известные операции 

Неудачный рейд в Северном море (январь 1945)

Самая первая сравнительно крупная операция с участием субмарин «Seehund» была запланирована на начало января 1945 года. В этот день сразу 18 подлодок вышли из голландского порта Эймейден в Северное море, где перед ними стояла задача по поиску и уничтожению судов британского конвоя. Однако, первая вылазка «Тюленей» закончилась сокрушительной неудачей. Подводная эскадра попала в сильный шторм, который уничтожил сразу 16 подводных лодок, а выжившие были вынуждены вернуться в порт. При этом, одна из лодок под командованием обер-лейтенанта Хейнца Потзена все-таки успешно атаковала и потопила британский тральщик HMS Hayburn Wyke водоизмещением 324 тонны.

Атака британского транспорта в Ла-Манше (февраль 1945) 

В феврале 1945 года нескольким мини-подлодкам «Зеехунд» удалось обнаружить и успешно атаковать в водах пролива Ла-Манш британский транспорт «Great Yarmouth» водоизмещением 3000 тонн. Успеха добилась лодка под командованием лейтенанта Вилли Вольтера.

Атака у Норт-Форленда

В феврале 1945 года сумбарина U-5361 под командованием лейтенанта Гётц-Годвина Зипульта успешно атаковала голландский танкер «Liseta» у мыса North Foreland в Северном море. Несмотря на полученные повреждения, транспорт сумел добраться до порта.

Рейды в марте-апреле 1945 года

13 марта 1945 года субмарина под командованием лейтенанта Максимилиана Хубера потопила пароход «SS Taber Park» водоизмещением 2878 тонн.

21 марта лейтенант Мартин Хаушель и механик Вили Хессель, находясь в районе  британского порта Лоустофт, отправили на дно американский транспорт «SS Charles D.Mclver».

Кроме того, в марте 1945 года экипаж U-5364 (командир Кюллмера и инженер Рашке) прямо в эстуарии Темзы, с дистанции 320 метров потопил британское торговое судно «SS Newlands».

Еще одной жертвой незаметных «Тюленей» стал сухогруз «SS Jim», выполнявший переход из британского порта Гулль во французский Дьепп.

17 апреля 1945 года в эстуарии реки Шельда (Голландия) было потоплено малое нефтеналивное судно ВМС США Y-17 водоизмещением 800 тонн. 

Прорыв в Дюнкерк 

28 апреля и 2 мая 1945 года несколько «Тюленей» принимали участие в известной операции по прорыву немецких войск в Дюнкерк. «Зеехунды» в этом прорыве выполняли роль поставщика провианта для осажденного немецкого гарнизона. С этой целью вместо торпед к лодкам прикрепили специальные контейнеры с едой. Возвращаясь обратно, субмарины везли почту и документацию.

После войны 

С завершением войны все уцелевшие «Зеехунды» достались союзникам, которые в интересом принялись изучать образцы этих аппаратов, а в ряде случаев даже приняли их на службу. Так, сразу 4 подлодки «Seehund» после небольшого ремонта вошли в состав ВМФ Франции и находились в строю до 1953 года.

Впоследствии, часть субмарин была передана музеям в качестве выставочных экспонатов, а остальные лодки утилизировали.

В настоящее время увидеть вживую настоящие «Зеехунды» можно сразу в нескольких музеях Германии и Франции, а также в городе Куинси (США, штат Массачусетс).

Обсуждение закрыто.