Подводная лодка «Сюркуф»

Подводная лодка «Сюркуф»

Французский подводный флот являлся далеко не самой грозной силой на океанских просторах в годы второй мировой войны и не оказал решающего влияния на ход морских сражений. Тем не менее, именно в составе ВМФ Франции в тот период в списках значилась самая большая подводная лодка в мире. 

Сегодня на сайте «Битва за глубину» мы расскажем вам о трагической истории знаменитого французского подводного крейсера «Сюркуф», бесследно исчезнувшего в глубинах Карибского моря в феврале 1942 года. 

История постройки 

В 1927 году по заказу французского военно-морского ведомства была заложена серия из 3-х крейсерских подлодок, которые должны были продемонстрировать мощь Франции, как крупнейшей морской державы. 

Эти лодки были задуманы как суперсубмарины дальнего действия, оснащенные крупнокалиберными орудиями и в целом, проектировщики этих гигантских подводных судов считали свои детища вершиной военной инженерной мысли. Однако, как показали дальнейшие события, гладко было лишь на бумаге.

Но обо всем по порядку… 

Из трех запланированных субмарин, первой и единственной достроенной лодкой оказался «Сюркуф», спущенный на воду 18 октября 1929 года. Свое имя субмарина получила в честь бесстрашного корсара наполеоновских времен Робера Сюркуфа.



В состав ВМФ Франции лодка была введена в мае 1934 года.

Конструкция и вооружение 

Подводная лодка «Сюркуф» относилась к типу крейсерских субмарин дальнего плавания.

Экипаж состоял из 8 офицеров и 110 матросов, при этом, размеры лодки были столь велики, что на ее борту было предусмотрено специальное помещение для пленных с потопленных судов. Большинство сумбарин того времени подобной роскоши позволить себе не могли.

В надводном положении французский подводный крейсер «Сюркуф» приводился в движение с помощью двух дизелей мощностью по 7400 л.с. каждый, а под водой шел на двух электромоторах  по 3400 л.с. каждый.

Рабочая глубина погружения «Сюркуфа» составляла 80 метров, однако, предельно возможная глубина, заложенная проектировщиками, была значительно большей.

Основные характеристики

Длина: 110 м.

Ширина: 9 м.

Средняя осадка: 7,25 м.

Надводное водоизмещение: 2880 т.

Подводное водоизмещение: 4304 т.

Надводная скорость: 18 узлов

Подводная скорость: 10 узлов

Рабочая глубина погружения: 80 м

Автономность плавания: 12 000 миль

Вооружение 

В плане оснащения средствами ведения боя «Сюркуф» для своего времени считался одной из самых грозных субмарин на просторах мирового океана. На лодке было установлено два 203-мм артиллерийских орудия, две 37-мм пушки для противовоздушной обороны и 4 пулемета калибра 13,2 мм.

Торпедно-минное вооружение  было представлено 14 торпедами 8х550мм и 8 торпедами 4×400мм.

И наконец, на лодке имелся небольшой разведывательный гидросамолет Besson MB.411, который был специально спроектирован для использования на «Сюркуфе». Для сохранности самолета при следовании лодки в подводном положении был сконструирован специальный герметичный ангар.

Однако, несмотря на внушительные размеры и грозный вид, реальные боевые качества «Сюркуфа» нещадно критиковались как современниками, так и специалистами в области военной истории. Например, при волнении моря в надводном положении, лодка становилась неустойчивой и ее сильно раскачивало, а при погружении возникали трудности с сохранением нужного дифферента. Само погружение занимало более 2 минут, что в условиях военного времени было непозволительным. При ведении артиллерийского боя из подводного положения возникали большие проблемы с герметичностью. 

Кроме того, лодка оказалась весьма неремонтопригодной, поскольку, многие ее узлы и детали, включая мелкие болты и гайки, имели нестандартный формат и изготавливались по индивидуальному заказу. 

Английский офицер связи Фрэнсис Бойер, некоторое время служивший на французской лодке, называл ее «гигантским подводным чудовищем», непригодным для выполнения боевых задач. И с ним соглашается большинство военных специалистов и историков, которые считают, что «Сюркуф» был дорогостоящей и почти бесполезной игрушкой, больше подходящей для военно-морских парадов, нежели для реальных боевых действий

Боевые походы

До начала второй мировой войны «Сюркуф» весьма активно курсировал по морям и океанам, заходя в иностранные порты. Франция очень гордилась своим подводным суперкрейсером и не упускала возможности продемонстрировать его всему миру. 

Война застала «Сюркуф» в Карибском море, на островах Французской Вест-Индии. 26 сентября 1939 года субмарина, сопровождаемая британским эскортом, отплыла из Ямайки на родину. По прибытию во Францию, лодка встала на плановый ремонт в Бресте. 

В мае 1940 года началась оккупация Франции нацистской Германией. В этот момент «Сюркуф» все еще находился в Бресте, при этом ремонтные работы на лодке закончены не были. Несмотря на это, субмарину пришлось срочно эвакуировать, поскольку, немцы уже практически вошли в город. С одним работающим двигателем и заклиненным рулем, «Сюркуф» пересек Ла-Манш и пришвартовался в английском Портсмуте.

22 июня 1940 года между марионеточным правительством Франции и Германией был подписан договор, вошедший в историю как Второе Компьенское  перемирие. Один из пунктов этого договора предписывал всем кораблям французского флота прибыть в порты, указанные немецким командованием для разоружения кораблей и демобилизации экипажей.         

С целью недопущения попадания французских военных кораблей под контроль врага, командование ВМФ Великобритании отдало приказ о начале операции «Катапульта», в ходе которой британским морякам было предписано захватить все военные суда Франции, находившиеся в портах Британии и ее колоний. В число таких объектов попала и ПЛ «Сюркуф», стоявшая в Портсмуте на юге Англии.

При попытке англичан взять лодку под свой контроль, провишистски настроенный экипаж «Сюркуфа» отказался выполнить требования и оказал вооруженное сопротивление. В результате этого инцидента погибли два британских офицера и матрос, а также французский мичман. После этого происшествия почти весь экипаж «Сюркуфа» был арестован, а на лодку набрали новых подводников из числа французских моряков, находившихся в Англии и изъявивших желание примкнуть к Сражающейся Франции – так называлось патриотическое антигитлеровское движение французов, возглавляемое Шарлем де Голлем, штаб-квартира которого находилась в Лондоне. Из числа прежнего экипажа на борту осталось всего несколько человек, в том числе офицер Луи Блезон, которого назначили капитаном. 

После того, как новый экипаж приступил к службе на «Сюркуфе», выяснилось, что значительная часть моряков не имеет никакого представления о том, что такое подводная лодка и фактически их пришлось обучать с нуля. 

Из Британии лодку перебазировали в канадский Галифакс, где «Сюркуф» выполнял задачи по сопровождению трансатлантических конвоев, а также занимался обнаружением немецких подводных лодок в Атлантике.

В этот период очевидцы, которым довелось побывать на подводном крейсере, в один голос отмечали царящий на нем беспорядок и крайне низкое состояние воинской дисциплины. Матросы «Сюркуфа» откровенно не хотели воевать и постоянно конфликтовали с офицерами.

В августе 1941 года сумбарина прибыла в американский Портсмут (штат Нью-Гемпшир) на плановый ремонт, который затянулся до ноября 1941 года.

В 20-х числах декабря 1941 года «Сюркуф» в составе группы французских надводных кораблей принимал участие в операции по освобождению архипелага Сен-Пьер и Микелон, который относился к заморским территориям Франции и на тот момент контролировался правительством Виши. В ходе проведенной операции, на островах высадился десант Свободной Франции и стратегически важный архипелаг у берегов Канады перешел под контроль генерала де Голля.

После завершения операции «Сюркуф» вернулся в Галифакс, откуда вскоре отправился на Бермуды. Шел февраль 1942 года. 

Cудьба ПЛ «Сюркуф» 

7 февраля 1942 года ПЛ «Сюркуф» прибыла из Галифакса на Бермудские острова, где экипаж получил пятидневный отдых, после чего должен был выдвинуться в Тихий океан для оказания помощи американскому флоту. 

12 февраля 1942 года «Сюркуф» вышел в море, взяв курс на Панамский канал.  При этом, на лодке работал лишь один двигатель и она не могла двигаться со скоростью не более 13 узлов.

Бермуды стали последним местом, где видели лодку и ее команду. К берегам Панамы «Сюркуф» не прибыл и до настоящего времени достоверной информации о его судьбе не имеется.

По одной из версий, в ночь на 18 февраля 1942 года французская субмарина могла столкнуться с американским сухогрузом «Thompson Lykes» в Карибском море, на подходе к берегам Панамы. Называются даже наиболее вероятные координаты катастрофы — 10°40’N, 79°32’W. 

Если принять указанную версию, то «Сюркуф» в настоящее время должен лежать на морском дне на глубине около 3 километров. Так это или нет, покажет время, поскольку предполагаемое место гибели французского подводного крейсера до сих пор еще не исследовано. 

Версия столкновения «Сюркуфа» с судном «Томсон Лайкс» считается приоритетной, но не является единственной. Так, еще в 60-е годы прошлого столетия появилась информация о том, что экипаж французской субмарины, который небезосновательно подозревали в тайных симпатиях к немцам, якобы, решился на предательство и вместо Тихого океана отправился в район пролива Лонг-Айленд, где встретился с германской подлодкой, но был потоплен войсками союзников, обнаруживших измену

Еще одна версия гласит о том, что «Сюркуф» был по ошибке затоплен у берегов Панамы американской авиацией, принявшей французский подводный крейсер за немецкую субмарину.

Впрочем, каких-либо серьезных доказательств в пользу этих гипотез не приводится. 

В свою очередь, в пользу версии столкновения субмарины с американским транспортом может свидетельствовать телеграмма от 19 февраля 1942 года, направленная советником британского консульства в Панаме в Адмиралтейство с грифом «Совершенно секретно», в которой сообщалось о том, что «Сюркуф» не прибыл в пункт назначения, при этом, в телеграмме было сказано буквально следующее:

«Военный транспорт США «Томсон Лайкс», вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения с неопознанным судном, которое, видимо, сразу затонуло, в 22.30 (восточное стандартное время) 18 февраля в 10 градусах 40 минутах северной широты, 79 градусах 30 минутах западной долготы. Транспорт вел поиск в этой точке до 08.30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след — нефтяное пятно. У «Томсон Лайкс» серьезно повреждена нижняя часть форштевня» 

Несмотря на то, что подводная лодка «Сюркуф» до настоящего времени не найдена, она и все члены ее экипажа в количестве 130 человек официально считаются погибшими.

В настоящее время память о погибшей субмарине и ее моряках увековечена в французском порту Шербур (Нормандия), где установлен монумент, посвященный «Сюркуфу».

Обсуждение закрыто.