Подводная лодка U-864

Подводная лодка U-864

Последний поход немецкой субмарины U-864, завершившийся ее гибелью в ледяных водах Северного моря, овеян ореолом таинственности. Сегодня мы расскажем читателям сайта об истории рождения и гибели этой подводной лодки.

История постройки

История U-864 началась еще в июне 1941 года, когда военно-морское ведомство Германии отдало заказ на ее строительство. Однако, до того момента, когда оно началось, прошло немало  времени. Субмарина была заложена 15 октября 1942 года на верфи компании AG Weser в Бремене. U-864 изначально проектировалась как подводная лодка повышенной автономности и разрабатывалась в рамках серии IXD2.

Строительство подводной лодки затянулось до лета следующего года. 12 августа 1943 года U-864 была спущена на воду, а в состав Кригсмарине вошла лишь 9 декабря 1943 года.

Первым и единственным командиром субмарины стал корветтенкапитан Ральф-Реймар Вольфрам (1912-1945).

Конструкция и вооружение

U-864 относилась к классу океанских крейсерских лодок и имела выдающийся запас автономного надводного хода – около 30 000 километров при скорости 10-11 узлов.

Экипаж субмарины состоял из 73 человек.



В надводном положении лодка приводилась в движение с помощью двух дизелей мощностью 2200 л.с. каждый. Под водой включались в работу два электродвигателя мощностью по 500 л.с. каждый.

Основные характеристики:

  • Длина корпуса: 87,6 м.
  • Ширина корпуса: 7,50 м.
  • Высота: 10,2 м.
  • Надводная скорость: 19,2 узла
  • Подводная скорость: 6,9 узла
  • Предельная глубина погружения: 230 метров
  • Надводное водоизмещение: 1616 т.
  • Подводное водоизмещение: 2150 т.

Вооружение:

U-864 имела 6 торпедных аппаратов и могла нести на борту 24 торпеды.

Для ведения боя в надводном положении на лодке имелась артиллерийская установка и запас снарядов в количестве 150 штук.

В октябре 1944 года на лодку был установлен шнорхель — устройство, позволяющее идти на дизеле в подводном положении на небольшой глубине.

Экипаж U-864 в 1943 году

Годы службы

После включения лодки в состав германских ВМФ, U-864 почти целый год числилась в 4-й учебной флотилии, где новые субмарины доводились до стадии готовности к участию в реальных боевых походах.

1 ноября 1944 года U-864 вошла в состав 33-й флотилии. В течение декабря 1944 года лодка совершила три коротких перехода: с 5 по 9 декабря 1944 из немецкого Киля в норвежский Хортен, с 27 декабря по 30 декабря 1944 года — из Хортена в Фарсунд, с 1 по 5 января 1945 года – из Фарсунда в Берген, где у немцев располагалась база подводных лодок.

5 января 1945 года субмарина прибыла в Берген, где началась ее подготовка к далекому и опасному походу в Японию. Но более подробно об этом читайте в следующем разделе.

За все время своей службы U-864 не принимала участия в реальных боевых действиях и не выпустила ни одной торпеды по реальной цели

Cудьба U-864

В свой единственный и как выяснилось, последний поход, субмарина под командованием капитана Вольфрама, вышла 8 февраля 1945 года из норвежского Бергена. 

Перед лодкой была поставлена задача по транспортировке в союзную Японию секретных стратегических материалов, в том числе деталей от реактивных двигателей и большого запаса ртути. Помимо этого, на борту находились запчасти и схемы по сборке новых «Мессершмиттов».

Несмотря на то, что японский поход U-864, носивший кодовое название «Цезарь»,  готовился в условиях повышенной секретности, британская разведка уже давно «пасла» эту лодку и имела основания полагать, что именно она повезет стратегический груз в Страну Восходящего Солнца .

Маршрут U-864 должен был пролегать через всю Атлантику (с севера на юг), затем, минуя мыс Доброй Надежды, лодка должна была выйти в Индийский океан и следовать до порта Пенанг в Малайзии.

Выйдя из Бергена с грузом ртути в количестве около 67 тонн, U-864 взяла курс на запад. Сначала ничто не предвещало проблем, однако, вскоре у лодки возникли технические проблемы с одним из дизелей и капитан был вынужден сообщить об этом на берег. С базы была получена обратная радиограмма, предписывавшая Вольфраму следовать к маяку на острове Федье. 

Радиограмма была перехвачена британской подводной лодкой HMS Venturer под командованием лейтенанта Джеймса Лондерса, который со своей командой патрулировал воды у западного побережья Норвегии. Нахождение британской лодки именно здесь не было случайным: перед Лондерсом стояла конкретная задача —  отследить и уничтожить U-864, о секретной миссии которой англичане знали благодаря своей разведке и талантливым дешифровальщикам.

HMS Venturer

9 февраля 1945 года, около 8-40 акустик Venturer услышал шум винтов U-864, а вскоре британцы заметили перископ немецкой субмарины, при том, что сами тоже находились в подводном положении. Заметив опасность, немцы пошли зигзагом, но англичане уже плотно сели им на хвост. После длительного маневрирования и прицеливания, в 12-12 Venturer, не всплывая на поверхность, выпустил по U-864 четыре торпеды с интервалом в 17 секунд. От первых трех немцам удалось уклониться, однако четвертая торпеда попала в цель, поразив корму от ограждения рубки. Мощный взрыв разломил корпус лодки напополам и она мгновенно затонула. Из 73 членов экипажа спастись не удалось никому. Вместе с U-864 на дно ушел и весь перевозимый ею смертоносный груз.

U-684 стала уже второй жертвой «Вентурера». В ноябре 1944  года британская субмарина в Северной Норвегии потопила немецкую лодку U-771.

Координаты затопления лодки: 60°46′ с.ш. 04°35′ в.д.

Считается, что атака Venturer на U-864 является единственным примером успешного поражения цели в условиях, когда обе подлодки находились в подводном положении.

U-864 в наши дни

До настоящего времени U-864 продолжает находиться на дне Северного моря, к западу от острова Федье, на глубине 150 метров.

Точное местонахождение субмарины было обнаружено в 2005 году, в результате совместной экспедиции ВМС Норвегии и британского Национального морского музея. В ходе обследования лодки было установлено, что перевозимый ею груз в количестве 67 тонн металлической ртути также находится на морском дне.

Произведенными замерами было установлено, что морская вода в этом районе имеет признаки незначительного ртутного загрязнения. По оценкам специалистов, количество ртути, вытекающей из специальных контейнеров, находящихся в лодке, оценивается, примерно в 4 килограмма в год. По мнению экологов, в случае, если случится массовая утечка ртути, это вызовет региональную экологическую катастрофу, при этом, примерно за 2 недели отравленная вода дойдет до Баренцева моря и побережья России на Кольском полуострове.

После обнаружения утечки ртути, норвежские экологи забили тревогу и подняли вопрос о подъеме лодки на берег с целью дальнейшей утилизации опасного груза. В течение последующих нескольких лет по этому вопросу проводились консультации и наконец, в 2009 году было принято положительное решение о поднятии U-864. Однако, впоследствии работы были приостановлены, а вскоре норвежские власти и вовсе пересмотрели свое решение и сейчас готовят операцию по захоронению «подводного Чернобыля» под толстым слоем грунта и щебня.

О судьбе лодки U-864 было снято несколько документальных фильмов. К сожалению, большинство из них англоязычные. На русском языке есть лишь фильм канала Россия-24, посвященный современной ситуации с ртутной опасностью, исходящей от затонувшей субмарины.

 

Обсуждение закрыто.