Антуан Ватто: «Паломничество на остров Киферу»

Антуан Ватто: «Паломничество на остров Киферу»

Картина Антуана Ватто «Паломничество на остров Киферу» существует в двух вариантах. На обоих полотнах художник изобразил реальных лиц, живших в XVIII веке, совершающих поездку на Киферу (современная Китира) – остров, где в античные времена был один из центров культа Афродиты. Дамы с кавалерами гуляют по берегу парами, а над ними кружат путти – крылатые спутники Купидона.

«Паломничество на остров Киферу» — одна из вершин творчества Ватто, знаменующая переход к зрелому периоду деятельности художника.

Первая версия

Законченный в 1717 году изначальный вариант картины размером 129 на 194 сантиметра – итог пятилетнего труда. Это произведение было для мастера судьбоносным – Ватто писал его в качестве обязательной работы, дающей право на приобретение полноценного членства в Королевской академии художеств. Поскольку к тому времени художник уже получил большую известность как создатель «галантных сцен», 12 старейших академиков, оценивавших его картину, несколько отступили от правил, предписывавших строгое соответствие традиционным жанрам. Для «Паломничества» было придумано особое жанровое определение – «галантное празднество». Ватто приняли в состав членов Академии в присутствии регента Франции Филиппа II. Картину, сначала вошедшую  в собрание Академии, сейчас можно увидеть в парижском Лувре.

Сюжет картины, как считается, навеян пьесой «Три кузины» популярного в те годы драматурга Флорана Данкура – в ней речь шла о «чудесном острове», где каждая девушка обязательно находит себе мужа или возлюбленного. Полотно пронизано пасторальным настроением и воплощает мечту о чудесном месте, где существуют только молодость и любовь. Остров изображён в прозрачных тонах, что подчеркивает его эфемерность. Вместе с тем, присутствует и некая загадка. Не понятно, куда направляются персонажи – собираются ли они покидать Киферу или только что прибыли на неё.

Во внешне похожих парах, изображённых на картине, можно видеть иллюстрацию стадий развития любовного чувства – от начала ухаживания через сомнения девушки к её соединению с любимым.

Вторая версия

Через год Ватто написал версию картины, которая в дальнейшем получила наименование «Высадка на остров Киферу». Предположительно, он сделал это по заказу одного из своих богатых поклонников, пожелавшего иметь в собственности авторскую копию «Паломничества». Сейчас картина, которая в середине XVIII века перешла в коллекцию Фридриха Великого, входит в экспозицию дворца Шарлоттенбург — бывшей резиденции прусских монархов в Берлине. Параметры полотна – 130 на 192 сантиметра. Картина не идентична первому варианту, она может рассматриваться как самостоятельное произведение. Отличаются цветовое решение и композиция.



Например, если в «Паломничестве» столб, увенчанный бюстом Афродиты, несколько скрыт среди деревьев, то среди фигур «Высадки» скульптурная композиция, изображающая богиню и Эрота, занимает важное место. Количество влюблённых пар увеличилось с 8 до 12, а летающих амурчиков над ними стало сразу в 4 раза больше. Также Ватто заменил на дальнем плане ладью с гребцами на парусный корабль. Благодаря этому пространство берлинского варианта уплотняется, и если первую картину можно рассматривать как развёрнутое во времени событие, происходящее с одной парой, то вторая больше похожа на изображение праздника со множеством участников.

В процессе написания «Высадки» уже не связанный требованиями Академии Ватто больше отступает от традиций классицизма – она ближе к барочным произведениям Рубенса и возрожденческим картинам мастеров Венецианской школы.

Несмотря на крупный размер обеих картин, они, по оценке критиков, сохраняют камерность, характерную для работ Ватто с меньшим числом персонажей. Уже видны черты будущего стиля рококо, предтечей которого считается французский мастер – пасторальный сюжет, элементы игры, пастельный колорит. «Галантность» в ту пору понималась как «приятность» — такой же приятной, как считали современники художника, должно была быть и сама живопись. Ватто угадал настроения публики, став популярнейшим мастером в Париже, однако его творчество было далеко от слащавости и бездумного потакания вкусам богатых заказчиков, сохраняя черты подлинного искусства. Художник прожил недолгую жизнь – через 4 года после создания «Паломничества на остров Киферу» он умер от туберкулеза в возрасте 36 лет.

Обсуждение закрыто.